Самый ответственный этап проекта внедрения 1С:ERP и другие вопросы
Дарья Чернышева, руководитель проектов ООО «АиБ Цифровизация»
– Какое предприятие автоматизировать нельзя?
– Живой пример. Коллеги купили предприятие, об котором, что самое интересное, ничего не знали и считали, что если автоматизируют производственный учёт, то им сразу станет более понятно, что на предприятии происходит. На самом деле это совсем не так.
Производственный учёт можно автоматизировать только в случае, если есть основы для этого, если на предприятии отлажены сам учёт, бизнес-процессы на производстве. Автоматизировать бардак и получить от этой автоматизации какую-то ясность не получится. Сначала нужно отладить сам процесс, а потом уже его автоматизировать. Можно делать то и другое параллельно, но все равно отладка бизнес-процессов, учёта должны быть на шаг впереди последующей автоматизации.
– Какой самый сложный этап на проектах автоматизации?
– Нет такого деления «самый легкий – самый сложный», но есть «самый ответственный этап». И самый ответственный этап – это первый: функциональное моделирование. На этом этапе мы должны понять друг друга.
Когда встречается компания интегратор и компания заказчика, происходит некий симбиоз знаний: коллегия заказчика занимается тем, что доносит до нас информацию о своём предприятии, а мы занимаемся тем, что доносим до них информацию о системе. И вот когда это слияние, понимание друг друга происходит – это успех.
Образ результата мы должны сформировать именно на этапе функционального моделирования, никак по-другому не получится. Если здесь есть какой-то провал на этом этапе, то этот провал будет преследовать проект до конца. И либо это будет очень тяжелый проект на долгие года, либо это будет проект просто провальный, не состоится внедрение и всё.
– Если на предприятии нет спецификаций в виде, готовом для автоматизации, можно ли начинать проект?
– Можно внедрять и без систем, в которых сформируется спецификация. Ничего в этом страшного нет, поскольку спецификацию легко формировать в ERP, что-то можно загрузить руками, например, из Excel, если какой-то расчёт нужно сделать в Excel, или сделать удобный загрузочный файл и подгрузить необходимую информацию, если есть расчёт на какую-то постоянную историю. В целом в этом нет ничего страшного.
– Как считать себестоимость в НИОКРах?
– Себестоимость в НИОКРах считается только по факту и никак по-другому: то есть мы берём те затраты, которые мы тратим на исследование, и, соответственно, все их формируем, списываем именно по НИОКРам. Другого варианта формировать себестоимость нет. Берутся именно фактические данные.
– Как создать первую линию поддержки на предприятии.
– Вариантов несколько. Если первая линия поддержки создается в рамках проекта, то есть по завершению проекта, то эти люди, которые будут на первой линии поддержки, должны активно принимать участие в самом проекте и желательно с самого начала, с формирования функциональной модели и далее по проекту в целом. Эти специалисты должны также активно участвовать в работе первой линии поддержки на этапе опытно-промышленной эксплуатации. Это – самый идеальный вариант: соответственно, мы получим прекрасных специалистов, обученных, готовых осуществлять и первую, и даже вторую линию поддержки.
Если же у вас проект уже завершён, и пока задачи первой линии поддержки осуществляет подрядчик, а вы хотите организовать свою первую линию поддержки, то нужно набрать людей – либо готовых специалистов, либо обучить людей. Другого варианта нет.
– Можно ли обойтись без своего штата по обслуживанию «1С:ERP»?
– Можно, но это будет стоить очень дорого. На предприятии должен быть хотя бы админ, который понимает как «1С:ERP» устанавливается, разворачивается на сервере, как сервер настраивается под «1С:ERP». Даже под самую простую бухгалтерию должен быть настроен сервер, если это, конечно, не локальная версия, но мы говорим все-таки о проектах внедрения, и в случае с «1С:ERP» это всё точно придётся покупать всё необходимое у подрядчика, и это будет стоить приличных денег, и в дальнейшем поддержка будет дорогой. Поэтому самый выгодный вариант – набирать в поддержку своих сотрудников.
– Какие проблемы с расчётом себестоимости встречаются на предприятиях?
– Основная проблема с расчётом себестоимости – себестоимость долго считается, долго вообще закрывается месяц в системе, а, в первую очередь, конечно же, закрытие месяца в ERP – это расчёт себестоимости. Этот процесс зависит от многих факторов: от того, как настроены сервера, есть ли возможность выделить на отдельный кластер фоновые задания. Нюансов много, поэтому, во-первых, должен быть очень хороший админ, который хорошо понимает сервер и умеет настраивать его под «1С:ERP», ну и, конечно, нужно проанализировать, как вообще устроен на предприятии учёт, провести оптимизацию самой документации. Чем больше документов, чем больше всяких транзакций в системе, тем дольше расчёт себестоимости.
Мы на связи: +7 (495) 120-40-02