Выбор глубины автоматизации производственных процессов
Необходимые компетенции сотрудников предприятия для автоматизации их видов деятельности вполне конкретны и достаточны, такие как:
-умение работы на ПК (включить/выключить, печать на клавиатуре, работа с мышкой, печать на принтере),
-знание прикладных программ (пакеты офиса, работа в браузере и т.д.),
-знание специализированных программ (1С, пакетов управления оборудованием, наборов программ для конструкторов, технологов и т.д.).
Когда в единой информационной системе предприятия начинают работать сразу разные подразделения, данные напрямую без участия человека передаются между ними и от действий каждого сотрудника зависит результат в следующих процессах.
Компетенции сотрудников должны выходить за рамки только их собственных функций, нужно понимание цифровых процессов и потоков данных.
Примером такой работы является формирование в единой системе управления предприятием ресурсных спецификаций одним подразделением (например технологи), и работа с этими данными уже другими подразделениями (например диспетчерский отдел). И если будет допущена ошибка на этапе формирования данных (не верное количество входящего полуфабриката), то последствия уже будут у тех, кто применяет эти данные в работе (не запущено нужное количество полуфабриката в работу что приведет к срыву плана производства).
При определении глубины автоматизации на промышленном предприятии необходимо учитывать компетенции персонала на конкретных рабочих местах и как планируется ее повышать?
При определении глубины автоматизации на промышленном предприятии необходимо анализировать организацию процессов внутри подразделения, как передается информации между сотрудниками, как организована работа между подразделениями, как передается и как обрабатывается (кто, куда и что вносит или записывает).
Тут важно проанализировать:
-Как документируется (в том числе в какой-нибудь автоматизированной системе) движение ТМЦ и ДСЕ на складах и в производстве – есть ли информация, под какие заказы ТМЦ или ДСЕ лежит на складе или в цеховой кладовой? Зачастую закупщики покупают ТМЦ под конкретный заказ, а дальше эта аналитика может теряться на складе или в производстве.
-Кроме ТМЦ, поступившей в производство, надо понять ведется ли учет полуфабрикатов, как таковой, или мастер цеха просто «держит в голове», что вот эту «ДСЕ сегодня выпустили, а завтра поставим на изделие»?
-Как документируется процесс выпуска? В систему надо будет вводить выпуски с указанием РЕАЛЬНО затраченных ТМЦ, ДСЕ, ПФ и трудозатрат, причем, в разрезе заказов.
Если эти процессы не налажены, то автоматизировать надо поэтапно, налаживая процессы.
Чем глубже и детальнее учет, тем больше аналитики должны вводить в систему. Пользователи должны не только знать, какую аналитику вводить в систему, но на это у них должно быть время и, как уже говорили, квалификация.
Например, на одном предприятии внутрицеховое пооперационное управление мы автоматизировали только в сборочных, механических и заготовительных цехах, по той причине, что там нужно точно знать, когда будет выполняться операция, чтобы обеспечить поставку ТМЦ и ДСЕ точно ко времени. В других цехах автоматизированное управление осуществлялось до уровня межцеховой передачи, не было необходимости управлять пооперационно.
Отдельный вопрос – это управление КТПП. Перед автоматизацией нужно проанализировать, как налажено взаимодействие технологов, нормировщиков и производственных служб.
Для автоматизации в системе должны быть актуальные спецификации и технологические карты. Сбой в управлении КТПП приведет к сбоям в планировании.
Если ведут учет операций и нормирования в разных системах, передача данных между этими подразделениями осуществляется через служебные записки на бумаге. В таком случае тоже потребуется поэтапная автоматизация и только потом переход к цифровизации.
Автор: А.А.И