Переход на 1С:ERP из иностранной системы – особенности, технология, «подводные камни», сроки
Нужно понимать, что переход из систему в систему – процесс долгий и сложный. А если это переход из иностранной системы в систему российского производства (в частности систему линейки 1С), то это еще более долгий и сложный процесс
Перед переходом, в первую очередь необходимо изучить потребности бизнеса и IT-структуру предприятия, после этого появится понимание, какие блоки автоматизировать в первую очередь. Рекомендуем осуществлять переход поэтапно и в первую очередь внедрять самое необходимое.
Но в этом случае, нужно настраивать интеграцию, чтобы в 1С:ERP выгружались данные производственного учета. И когда финансовый контур будет переведен в 1С:ERP, можно постепенно переводить опер контур. Как показывает наш опыт – это наиболее рациональный метод, чем переводить все «взрывом». В первую очередь – с точки зрения нагрузки на персонал Заказчика. А во-вторых, пробуксовки при переводе производства, приведут к невозможности сдать финансовую отчетность и отчеты по ГОЗ.
Основные проблемы, возникающие при переходе
Разные принципы работы систем. Здесь имеется в виду как техническая составляющая, так и методология. Как правило, невозможно провести прямые соответствия между хоз операциями (документами) двух систем. Одному документу старой системы может соответствовать 2-3 документа ЕРП, и наоборот. То же самое касается и состава используемых аналитик/разрезов учета.
Для решения проблем установки соответствия аналитик/документов/операций двух систем мы составляли максимально полные и подробные таблицы соответствий, которые обязательно согласовывались с функциональным заказчиком и представителем ИТ-службы заказчика. Далее эти таблицы использовались, как при моделировании, так и при вводе новой системы в эксплуатацию. Пользователи активно пользуются этими таблицами, чтобы понять, какие действия им нужно совершить в новой системе, чтобы воспроизвести то, что они раньше делали в старой
Вторая проблема
Пользователи не готовы к изменениям из-за длительного срока эксплуатации предыдущей системы. Часто переход со старой системы на новую обусловлен внешними факторами, а рядовых пользователей все устраивает, и они не видят ценности проекта перехода.
Это влечет множество проблем в коммуникациях между внедренцами и рядовыми пользователями. Начиная от запросов типа «сделайте все как было раньше» и заканчивая «новая система не работоспособна, потому что мы не понимаем, как она работает»
С такими проблемами можно справляться только с помощью руководителей Заказчика. Со стороны Исполнителя можно предложить разработать функциональные рабочие места, которые будут напоминать логику работы старой системы. Однако нужно оценивать стоимость таких доработок, они чаще всего довольно дорогостоящи
Еще одна проблема
Если на предприятии давно не было каких-либо IT проектов, то, скорее всего, и нет человека, который управлял бы этим процессом.
Мы всегда перед началом внедрения определяем роли на проекте со стороны Заказчика, определяем Руководителя проекта со стороны Заказчика, и далее максимально активно привлекаем его ко всем вопросам внедрения
При отсутствии влиятельного РП со стороны Заказчика мы всегда сталкиваемся с проблемами принятия решений, как по отдельным функциональным задачам, так и по глобальной архитектуре будущей системы. Если нет человека, способного принять ответственное решение, а так же убедить в правильности своего решения ключевых пользователей, то обсуждения уходят в бесконечные циклы.
Одним из самых частых проблемных вопросов является вопрос «а кто это будет делать в новой системе?». И только РП со стороны заказчика может дать конкретный ответ на этот вопрос
На что еще нужно обратить внимание
Много интеграций текущей ERP-системы, которую надо заменить, с другими историческими системами предприятия.
В такой ситуации новая система должна заменить собой старую, в том числе, и в интеграционных процессах. Здесь очень важно правильно интерпретировать данные, получаемые и передаваемые в другие системы. Часто после перехода отпадает необходимость в части интеграций, т.к. новая система не нуждается в таких подробных данных.
Отдельной задачей при переходе является синхронизация НСИ и перенос начальных данных. При наличии в IT-ландшафте Заказчика нескольких информационных систем — потребителей данных, зачастую мы сталкиваемся с необходимостью организации мастер-данных. Тут необходимо определить мастер систему для каждого основного справочника (Контрагенты, Договоры, Номенклатура и т.д.), и организовать обмены между информационными системами.
В самом начале доклада мы говорили, что рекомендуем осуществлять переход поэтапно, и, в первую очередь, внедрять самое необходимое.
Но не зависимо от того, каким путем будет идти проект – поэтапно с загрузкой производственных данных из старой системы в 1С, сразу полный переход – в любом случае интеграцию делать надо, т.к. надо переносить исторические данные. И Срок проекта в этом случае определяется сложностью такой интеграции. И процесс отладки такой интеграции длится практически весь проект, одновременно со всеми этапами.