Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг

Выгоды применения режима налогового мониторинга

Применение режима налогового мониторинга позволяет свести к минимуму возможность выездных налоговых проверок, тормозящих, а иногда и парализующих деятельность предприятия.

Вторым важным преимуществом для налогоплательщиков становится отсутствие штрафов и пеню в случае неверного истолкования законов и недоплаты налогов. Да, начисленные налоги придётся выплатить, но если это будет сделано в рамках определённого периода, ни штрафов, ни пеню платить не придётся.

Подробнее рассказываем о преимуществах налогового мониторинга и практике его применения в видео вебинаров «Практика налогового мониторинга в 2024 году: вопросы, заблуждения, первые судебные тяжбы» и «Налоговый мониторинг 2024-2025: нюансы, тенденции и практика».

 

АИС «Налог-3»

С 1 января 2024 года компании, перешедшие на режим налогового мониторинга или планирующие переход, обязаны организовать своё взаимодействие с налоговой службой с помощью автоматизированной информационной системы «Налог-3».

Нужно учитывать, что системы учёта на предприятиях в большинстве случаев нуждаются в подготовке к переходу на налоговый мониторинг и интеграцию с АИС «Налог-3». Это занимает определённое время, как и подготовка оборудования для внедрения в информационную систему средств криптографической информации (СКЗИ).

 

2 варианта организации взаимодействия с налоговой службой в режиме «Налоговый мониторинг»

В 2025-м году предприятиям, переходящим на режим налогового мониторинга на выбор предоставляется 2 варианта организации работы с ФНС.

1-й вариант: посредством организации прямого доступа специалиста налоговой службы к информационной базе компании или её копии (отчётам, регистрам и первичным документам предприятия). При этом в ИС должна быть создана запросная система налогового мониторинга. Функционал для обеспечения такой возможности включён в продукты «1С:Управление холдингом», «1С:ERP Управление холдингом», «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО».

2-й вариант: Витрина данных. С определённой периодичностью предприятие выгружает данные своей ИС, Специалист ФНС получает доступ к Витрине данных согласно регламенту информационного взаимодейтствия (РИВ).

 

Для чего создана АИС «Налог-3»?

На старте запуска пилотных проектов налогового мониторинга предприятия предоставляли инспекторам ФНС информацию о положении дел в самых разнообразных электронных форматах, часто удобных самой компании, но сложных для того, чтобы в них мог быстро разобраться специалист налоговой службы. АИС «Налог-3» помогает привести информацию в единообразный вид.

Обмен АИС может быть настроен при любом из 2-ух вариантов взаимодействия предприятия с представителем ФНС. Реестр необходимых документов загружается из системы налогоплательщика в «Налог-3» в удобном для инспектора виде. Автоматически будут проверены и налоговые декларации с расшифровкой до первичного документа. В случае обнаружения недостатка документов инспектор может сделать запрос компании на их размещение в системе, и компания должна предоставить затребованные документы.

 

Какие данные нужны инспектору

• Доходы от реализации
• Внереализационные доходы
• Нормирование расходов
• Амортизация имущества
• Ценные бумаги
• Дивиденды
• Проценты по кредитам и займам.

 

Что такое «Мотивированное мнение»?

Предусмотрено, что предприятие, перешедшее на режим налогового мониторинга, может обратиться по спорному или неясному вопросу с запросом о пояснении к инспектору налоговой службы.
Практику применения режима налогового мониторинга рассматриваем вместе с практикующими профильными юристами и аудиторами-консультантами.

Модуль «ГНИВЦ:Налоговый мониторинг»

ПО «ГНИВЦ:Налоговый мониторинг» дополняет три конфигурации «1С», подходящие для налогового мониторинга. Использование модуля минимизирует расходы на настройку обмена и обеспечивает получение обновлений, без необходимости самостоятельной доработки, как в случае разработки обменов по API собственными силами. «ГНИВЦ:Налоговый мониторинг» выполняет ряд функций.

• Автоматическое получение запросов от АИС «Налог-3»
• Проверку соответствия XML документа XSD схеме
• Контроль за обращениями к системе со стороны налогового органа
• Механизм организации прозрачного бизнес-процесса для обработки запросов ФНС
• Контроля сроков исполнения запросов налогового органа
• Возможность отслеживания этапов взаимодействия и просмотр xml-пакетов в пользовательском режиме
• Удобный интерфейс для работы с запросами налогового инспектора
• Проверки работы электронных сервисов без непосредственного обмена с АИС «Налог-3»
• Хранение дополнительной информации, необходимой для взаимодействия с АИС «Налог-3» по первичным документам, размещенных в электронном архиве;
• Классификации первичных документов, размещенных в электронном архиве организации по «Справочнику документов, возможных к истребованию у налогоплательщиков по ст.93, ст.93.1, ст.105.29 НК РФ» ФНС России.

 

Какие организации могут стать участниками налогового мониторинга?

1. Представители бизнеса с соблюдением суммовых критериев.

Общая сумма налогов компании должна составлять не менее 80 млн рублей. В расчет берутся исчисленные как налогоплательщиком, так и налоговым агентом, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых и страховые взносы. При этом не учитываются налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕЭС. Совокупный доход и стоимость чистых активов должны составлять не менее 800 млн рублей. Показатели рассчитываются по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга.

2. Компании, которые могут вступить в налоговый мониторинг без соблюдения суммовых критериев.

  • Участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) – обязательно.
  • Организации, входящие в группы компаний, при условии, что одна из них прямо или косвенно участвует в другой и доля такого участия составляет не менее 50%. При этом в совокупности они уплачивают налоги на сумму не менее 1 млрд рублей в год, а их доход и активы составляют не менее 10 млрд рублей в год.
  • Операторы лотерей.
  • Участники промышленных кластеров, которые заключили специальный инвестиционный контракт (СПИК).
  • Резиденты территорий опережающего экономического развития (ТОЭР), особых экономических зон (ОЭЗ), а также свободного порта Владивосток или Арктической зоны.
  • Бывшие участники консолидированных групп налогоплательщиков.
  • Государственные и муниципальные учреждения.

 

Поможем организовать переход на налоговый мониторинг

Организация перехода на налоговый мониторинг сегодня для нас уже отработанный механизм. Обладаем всеми необходимыми профессиональными ресурсами и опытом. Свяжитесь с нами, если вашему предприятию нужна соответствующая услуга.